Памуккале

Экскурсия в Памуккале с Anextour — отзыв

О Памуккале мы были наслышаны еще до поездки в Турцию от друзей, по-этому попасть туда было вопросом номер один.

Перед поездкой в Турцию на Tripadvisor я  нашла хорошую местную турфирму с экскурсией в Памуккале за 26 долларов. Но по дороге из аэропорта гид Анекса во всех красках рассказал о гибели туристов на экскурсиях в других  фирмах и мы решили взять экскурсию в Анексе за 65 долларов. Наивные, мы полагали, что все будет так же прекрасно, как экскурсии  от принимающей турфирмы в Индии или Тунисе, когда все прошло как по нотам. Но, как оказалось у отельных экскурсий в Турции есть свои, не слишком приятные особенности, которые сильно испортили нам впечатление о стране.

Итак, забрали нас в 4 утра,  при том что наш отель был последним из всех. Во сколько забирали тех других людей, которые уже были в автобусе, я даже не знаю. Автобусы у Анекса хорошие, это плюс.  В Турции в автобусах нужно пристегиваться. В первыйчас езды мы сделали по меньшей мере три остановки. Сначала забирали второго водителя, потом немножко заправились, потом ждали туристку, которая проспала и догоняла на такси. Потом к нам еще привезли 15 человек из Белека.

Наконец в салоне выключили свет и дали нам поспать часа полтора до завтрака.

Приехали  мы на завтрак. Мы и еще 5 автобусов Анекса по 40-50 чел в каждом. Из-за всех наших внеплановых остановок, наш автобус приехал последним. Увидев на стоянке уже 5 автобусов, я поняла, что будет жесть. Но я все еще надеялась, что завтрак будет примерно как у нас в отеле, все чинно и красиво.

На деле привезли нас в сарай какой-то. Там уже человек 150. На всю эту толпу 7 стандартых лотков с овощами всякими и в одном судя по остаткам были колбаски. Очередь стоит до дверей. Тарелки  уже успели все перелапать, лежат грязные.

Нашему автобусу и еды-то не досталось, кроме вареных яиц и да и чесно говоря брезговали вообще, после пяти автобусов. Чая мы не дождались.

Выглядело это так, что турки хозяева данного заведения уже думали сворачиваться, как тут мы прикатили.

Туалет на 10 кабинок — пять не закрываются, в некоторых не убирали с неделю.

Гид наш, турок Махмуд, потом очень долго извинялся за этот «более чем скромный завтрак», вернее его отсутсвие. А толку-то. Мы все конечно, выехали из отелей рано, ланчбоксы нам с собой не давали. Взять вечером каких-то булочек и фруктов мы не догадались, мы же помнили завтраки на экскурсиях в Индии и в Тунисе, там же все было отлично.

Разочарование  от  этого «завтрака» немного скрасили  эти милахи кролики. Они безустали жевали свой корм и мы им весьма завидовали  —  уж они точно свой завтрак сегодня получили.

Кролики
Счастливые и сытые кролики

После этого горе-завтрака голодные мы поехали в текстильный центр.  Единственным полезным местом в нем был туалет, и еще  дяденька с водой и мороженым. (1 доллар две бутылки воды)

Суть всех этих центров, что на входе вам выдадут бумажку или бейджик, по которому все ваши покупки потом пойдут процентом вашему гиду. По-этому все обязательно выходят, автобус уезжает на минут 40, и всех загоняют в магазин. Благо, в этом магазине никто не нависал и не парил ничего.

Текстильный центр из себя представляет по сути базар со всяким тряпьем. Цены заоблачные. Такой же текстильный центр в Киеве в каждом подземном переходе с ценами в 2-3 раза меньше. Например обычная кепка 16 евро. Футболка 38 евро.

Очень жалко было потеряного времени, лучше бы вместо этого выехали бы в пять утра. А если убрать этот кошмарный «завтрак» то и в 6.

Ехать в Памуккале 4 часа из Сиде.

Перед самым Памуккале нас еще вывели на склоне горы посмотреть на панораму города Денизли.

Денизли

Приехали в 10. Гид всех активно агитировал идти в бассейн Клеопатры — за 10 долларов, деньги собрал тут же в автобусе. Мы отказались, это его явно расстроило. Как потом оказалось, мы поступили очень правильно.

На входе гид раздал заранее припасенные билеты — не покупал в кассе, а были с собой. Два билета оказались уже пользоваными — на входе  турникеты, считывающие штрихкоды их забраковали. Это выглядело довольно странно.

Гид повел нас по территории заповедника, в который входят собственно сами травертины, древний город Иераполис, бассейн Клеопатры и музей.

Жара в этот день стояла неимоверная, 38 градусов, гид сказал, что так обычно в сентябре не бывает. С тенью в заповеднике напряженка, спрятаться от солнца можно только за столиком одной из кафешек, предварительно заказав себе сок, например за 16 лир.

В бассейне Клеопатры

Рассказав вкратце историю города Иераполиса и образования травертина, гид повел всех в бассейн. Все желающие купаться пошли к шкафчикам, мы пошли осматривать бассейн. Бассейн небольшой, а вот людей там очень-очень много. Гид уверял, что 45 минут в бассейне омолаживают на 10 лет. Мы не поверили и ушли гулять по травертину.

Травертин Памуккале
Травертин

Травертин прекрасен, увидеть его стоит. Мы даже простили наши утренние мучения. Но в голове все вертелся сайт с экскурсией сюда за 26 долларов без еды, магазинов, но зато по сути. При покупке экскурсии отельный гид Марина рассказывала — что  в их туре все включено — и билеты, и еда, а у других за свой счет все. Билет в заповедник 35 лир стоит. Про еду лучше не продолжать. Лучше самим в ресторанчике пообедать. Найти, где поесть —  это не проблема  в Турции.

Потом мы пошли гулять по развалинам Иераполиса, поднялись к античному театру (38 жары), но на верхних ступенях жара не чувствовалась, дул приятный ветерок, открывался прекрасный вид на Иераполис, горы и долину.

Античный театр в Иераполисе

Гид дал три часа на все, пол автобуса, конечно, пришлось ждать. Большинство пришло в мокрых купальниках и еще переодевались, как могли.

Когда все наконец-то собрались, мы поехали на обед. Памятуя утренний кошмар с завтраком, мы приготовились к худшему. Но вот здесь как-раз все было хорошо, обед порадовал.

После обеда нас повезли на дегустацию вина. Завели всех в большой погреб, два мальчика быстро раздали рюмочки. Представитель магазина на очень хорошем русском весьма занимательно рассказывал о винах, сиропе из рожкового дерева, гранатовом сиропе и его уникальных целительных свойствах. Потом мы стали пробовать вина —  гранатовое, тутовое, персиковое и дынное. Тутовое вино было вполне себе ничего, я бы даже купила. Но вот пришло время объявлять цены на вина и энтузиазм у развеселившихся дегустаторов померк —  бутылка вина стоит 24 евро (!!!).   Правда  пару человек все-таки что-то купили, но я считаю, что это перебор, столько денег за турецкое вино. Увидев, что мы не группа  его мечты, излучавший радушие продавец вина превратился в сердитого дядьку, выгнал нас на второй этаж, предварительно всучив бейджики.

На винодельне
Виноград

На втором этаже находился большой магазин с оливковыми маслами по фантастическим ценам (37 евро бутылка), косметикой на основе оливкового масла, сиропами и рахат-лукумом. Коробка рахат-лукума 10 евро. Перед этим нам была прочитана лекция гидом в автобусе и продавцом в магазине, что весь рахат-лукум, который продают в коробках в сувенирных точках, это плохой рахат-лукум из сахара и годится разве что на подарок теще или неприятному начальнику, а у них хороший рахат-лукум, исключительно из сока и продается на развес.  Мы не фанаты рахат-лукума, поэтому поспешили покинуть здание, которое устроено по принципу ИКЕИ — ты должен пройти все отделы.  На террасе магазина была большая напряженка со стульями. Стоять на жаре, хоть в тени винограда, ожидая любителей рахат-лукума было довольно утомительно. Но все-таки наконец все собрались, уселись в автобус и поехали домой.

Дорога домой была очень живописная, через красивейшие скалы, через ущелья, по серпантинам. Утром мы все это проспали, а теперь не могли оторвать глаз. Все же Турция — страна красивая. Но вот этот подход…

На обратной дороге нас все же завезли опять в утренний сарайчик якобы на ужин, но ужина там судя по всему не было, я даже заходить внутрь не стала, мне муж просто вынес стаканчик воды. После этой остановки все туристы наверное мыслили одинаково — успеют ли к ужину в отеле. Конечно же сделали еще пару остановок на заправках, отправили группу в Белек, отвезли второго водителя. К счастью, в Сиде наш отель был первым на пути следования, и мы приехали в 19:48, а ужин у нас до 21:00, поэтому мы наконец нормально поели за этот день, выдохнули и смогли наконец-то выспаться. Искренне надеюсь, что и группа из Белека успела на свой ужин.

Вообщем вот такой вот тур. Настоятельно рекомендую, не слушать отельного гида и ехать с местной турфирмой. Смотрите в tripadvisor, у кого высокие рейтинги и где много отзывов немцев, там есть отличные варианты.

Что касается гида, он понравился. На обратной дороге  рассказывал нам про разных христианских святых, которые родились на территории современной Анталии и вообще проявил завидные познания в вопросах нашей истории.  Читал нам по памяти Пушкина и Есенина.