Сиде

Отдых в Турции в 2021 в условиях Ковида

В этом году мы снова решили поехать в Сиде. Мы уже были здесь в 2017 и 2019 годах, а теперь решили посмотреть, что изменилось с связи с Ковидом-19.

Документы для поездки в Турцию

Для того, что бы поехать в Турцию, нужно иметь один из этих вариантов:

• сертификат о негативном ПЦР-тест на COVID, сделан не позже чем за 72 часа до въезда;
  • сертификат об отрицательном тест на антиген (экспресс тест), сделанный не позднее 48 часов до въезда;
  • официальный документ, выпущенный соответствующими органами страны, о том, что пассажир был вакцинирован как минимум за 14 дней до прилета в Турции.

Кроме этого нужно за 72 часа до вылета заполнить анкету на этом сайте https://register.health.gov.tr/. После заполнения анкеты вы получаете HES-code, который надо распечатать.

У нас были бумажные сертификаты о вакцинации международного образца. В этот сертификат вписываются данные вашего загранпаспорта. Также у нас были сертификаты в приложении Дія. И распечатанные HES-коды.

Забегая вперед скажу, что в Турции никто нас не разу не спросил ни о каких сертификатах и кодах.

Турфирма TUI и авиакомпания МАУ

Мы традиционно пользуемся услугами TUI, самостоятельно бронируем себе отель и перелет на их сайте https://www.tui.ua/. Это очень удобно, в личном кабинете можно следить за всеми оплатами и скачать документы. Также нас сопровождала по вайберу менеджер Алена.

Отель мы выбрали на этот раз Alva Donna Beach Resort Comfort. Это отель повышенного комфорта, об отеле читайте здесь.

Авиакомпанию мы выбрали МАУ, вылет у нас был в 12:40 (PS 6235), а обратно в 16:30 (PS 6232). Но за неделю до вылета нам прислали информацию, что время вылета перенесли на 5:30, что выглядело как издевательство. Кстати, с 8 октября рейс PS 6232 вылетает в 14:10.

Недорогая парковка в Борисполе

Машину мы оставили на парковке в Борисполе, в самом городе. В аэропорту парковка очень дорогая, но в самом Борисполе есть несколько недорогих паркингов. Один из них Cool Parking https://parking.cool/

За парковку на 7 суток мы заплатили 280 грн. Рекомендую заранее забронировать на сайте место. Когда вы приезжаете на парковку, вы оформляете место, получаете карточку. Потом водитель вместе с охранником едут на место, где ставят машину. В это время диспетчер вызывает вам такси в аэропорт. Стоит 100 грн. До аэропорта ехать минут 5-7.

Аэропорт Борисполь и онлайн регистрация на рейс с МАУ

Так как авиакомпания МАУ преподнесла нам неприятный сюрприз в виде раннего вылета, в аэропорту нужно было быть не позже 3 часов ночи. Соответственно выехать нужно было в полвторого. Спала я в эту ночь два часа всего.

На рейс мы зарегистрировались онлайн на сайте авиакомпании, распечатали посадочные и в аэропорту мы самостоятельно сдали наш багаж на специальной стойке и пошли проходить контроль безопасности и паспортний контроль.

У меня был дрон в ручной клади, но так как это был маленький дрон DJI Mini 2, то на него никто не обращал внимания.

В Борисполе убрали на входе этот дурдом с досмотром вещей и проходом через рамку, только меряют температуру.

Зона вылета с дьюти-фри в Борисполе как всегда очень приятная, здесь комфортно и хорошо коротать время перед вылетом.

На посадке нас попросили показать HES-коды и ковидные сертификаты.

В самолете нас ожидал еще один неприятный сюрприз от авиакомпании МАУ. Оказывается, то что вы там онлайн себе зарегистрировались, это все до лампочки. На наши места пришли другие люди с посадочными талонами. А нас отправили в самый хвост на места в 31 ряду, куда пересаживали всех онлайн зарегистрировавшихся. Хорошо, что мы вообще в этом списке оказались. Вот интересная вещь — наши посадочные ведь сканировали перед посадкой и все было ок. А потом стюардесса принесла распечатки, и наши фамилии оказались в самом конце списка пассажиров. Нашим соседом оказался мужчина, который тоже прошел онлайн регистрацию, а потом его сюда сослали в хвост. Как пояснила стюардесса — на чартерах такое бывает.

В самолете можно было купить себе еду и напитки. Меню нужно было сосканировать с qr-code. Собственно вот это меню https://www.flyuia.com/assets/documents/BUY_ON_BOARD_MENU.pdf Рекомендую его сохранить себе в телефон, если не хотите потом в Анталии на обратном рейсе в роуминге его скачивать. Вначале там идут товары дьюти-фри, а в конце еда и напитки.

В Анталии

Прилетели мы в 8 утра и отправились на паспортный контроль, который прошли очень быстро. Здесь нас не спрашивали ни сертификаты, ни HES-коды. Поставили штампы в паспорт и идите в свой автобус. Чтоб найти автобус, нужно подойти к стойке своей турфирмы и показать ваучер. Они его сканируют и выдают свой ваучер с номером автобуса.

Я наивно полагала, что туристов в октябре мало. Однако вся парковка была полностью заставлена автобусами в несколько рядов. Я такого даже в августе не помню. Туристы все прибывали и прибывали, самолеты садились пачками.

Автобус нам достался без сопровождающего гида, что было даже плюсом. Но на базар по дороге все-таки завезли.

Маски и ковидные ограничения

В аэропорту и в самолете нужно быть в маске. В автобусе маску никто не требовал, но мы были в масках. На обратной дороге маски были обязательны.

В отеле персонал весь в масках, а туристы все без. Везде стоят стенды, информирующие о правилах поведения при Ковид, а также разметка для соблюдения социальной дистанции, но туристы все это игнорировали. В столовой нет самообслуживания, все еда и напитки раздаются персоналом.

Во время поселения в отель вы подписываете бумагу, где соглашаетесь с тем, что вас отселят в одноместную комнату, если вы заболеете. В аэропорту Анталии и в отеле есть инфракрасные измерители температуры.

Таксисты в масках, в магазинах кто как — кто сидит в маске, кто без маски. Маски можно было взять бесплатно на ресепшене.

Поселение в отель

Так как прилетели мы рано, и в отель приехали в 11 утра, я думала, что придётся еще ждать три часа поселения. Однако поселили нас сразу же. В отеле тоже не спросили ни ковидный сертификат, ни HES-код. При входе в отель стоит монитор, который меряет температуру. Персонал весь в масках. Про отель я напишу отдельно.

Такси в Сиде

В 2017 году я ездила на экскурсию в Манавгат и Сиде. Теперь я хотела самостоятельно поехать погулять в Сиде и полетать дроном над античностью. Я планировала ехать на долмуше — местной маршрутке. Но муж сказал, что поедем на такси. Стоянки желтых такси есть повсеместно. Рядом будет стоять прайс с ценами на поездки. В Сиде от нашего отеля стоило 17 евро. Мы платили лирами, таксист назвал нам цену в 165 лир. Я просто открывала ему калькулятор в телефоне и он писал цену. Обратно из Сиде взяли 150 лир.

Лиры мы просто сняли в банкомате с нашей украинской карточки.

Цены на такси по региону Манавгат

Селение, в котором находился наш отель называется Gündoğdu. До Античного Сиде (Antik Side) примерно 17 км. Вот прайс поездок на такси — по самому Gündoğdu — 4 евро, в соседнюю деревню Çolaklı — 7-8 евро, Evrenseki и Kumköy — это тоже деревни, где вдоль моря до Сиде тянутся отели. В 2019 году наш отель как раз был в Kumköy. Ну и далее Side — 17 евро, соседний с ним город Manavgat 19 евро и дальше по списку. На другом щите еще было написано, что до парка Land of Legend 45 евро, он находится в районе Белека. И на других остановках такси могут быть немного другие цены. Например здесь Памуккале 230 евро, а на другом я видела 265 евро.

Такси в Сиде

В Сиде

В Сиде мы прогулялись вдоль античных улочек, дошли до храма Аполлона. Прогулялись по набережной вдоль марины, купили большой пакет фисташек за 50 лир и очередной Назар (глаз Фатимы, талисман от сглаза) — синюю традиционную бусину. Я такие покупаю каждый год, они у меня потом через год разбиваются, и я покупаю новые. Стоит 1-2 евро.

Больше про античный и туристический Сиде.

Дрон в Турции

Я нашла информацию, что маленькие дроны до 500 г можно провозить свободно. Летать можно до 120 метров.

А большой дрон надо регистрировать здесь https://iha.shgm.gov.tr/public/index?language=2

Супермаркеты и базары

Возле нашего отеля находится большой базар со множеством всяких разных магазинов. Здесь есть банкоматы, аптеки, большое количество магазинов с трикотажем, магазины игрушек, кожаных изделий, очков, салоны красоты и т.п. Футболки от 5 евро, в основном цены 5-15 евро на всякий разный трикотаж. Есть большие магазины сладостей и сувениров.

Мы были постоянными клиентами супермаркета Hedef super market. Этот супермаркет хорош тем, что здесь можно платить картой и владелец очень хорошо говорит по-русски. Он даже смотрел фильм 12 стульев. Забавный вообще мужик. Мы покупали здесь пиво и сигареты. Пиво Tuborg Amber 25 лир, сигареты по 30 лир. Сигареты все выглядят одинаково — черно-желтые пачки со страшными фотографиями. Нужно читать подписи на ценниках внизу или просто спрашивать.

Аэропорт Анталии

К счастью с обратным вылетом МАУ нам не подложила свинью, вылет был по расписанию. Трансфер нам назначили на 12:30. Опоздал он всего на 10 минут. В 12 мы сдали номер, немного посидели в холле и уехали в аэропорт. Как выяснилось, что уже сегодня, день спустя вылет в 14:10, а не в 16:30, как вчера.

По дороге нас завезли на базарчик, правда на другой. В прошлые годы завозили на фабрику конфет. Ну а потом мы поехали в аэропорт. В аэропорту Анталии всегда была толкучка и дурдом на паспортном контроле и контроле безопасности, сейчас они там переделали эти зоны.

Вначале меряют температуру, потом вы проходите контроль безопасности — это когда все вещи на конвейер, а сами через рамку. А потом попадаете в зал регистрации на рейс. Здесь главное, чтобы повезло с очередью. Наша очередь шла очень быстро, а вот в соседней были граждане с большим перевесом и там собрался целый консилиум, у девушки истерика, в общем мы давно прошли регистрацию, а там все никак не двигалось дело. Что крайне некрасиво по отношению к другим пассажирам.

Наш чемодан наверное побил все рекорды по весу — 8 кг. При возможных 23 кг.

После регистрации нужно подняться по эскалатору, там просканируют посадочные. Потом паспортный контроль — веселый таможенник бахнет вам печать и дальше контроль безопасности. Вот тут было не приятно. Лиц славянской национальности отправляли в дальний конец зала в длинную очередь на один пост, а всех остальных принимали несколько постов без очереди. Досматривают лиц славянской внешности очень пристрастно, некоторые сумки по нескольку раз проганяли через сканер, а некоторых по нескольку раз через рамку.

У меня посмотрели паспорт еще раз, не знаю зачем. На дрон никто внимания не обратил.

Ну а потом начинается дьюти-фри.

Скажу, что аэропорт в Анталии очень неуютный, грязный, шумный и маленький. Туалеты в зоне прилета очень грязные. Стоит суматоха и дурдом. Я в нем третий раз и каждый раз это неприятно. Аэропорт построен в виде круга с конусом на крыше. Хорошо здесь только на площадке для курильщиков — она большая и открытая, можно смотреть на самолеты и здесь не очереди в туалет. На втором этаже есть Burger King и еще пару пиццерий и фастфудов, также симпатичная спокойная столовая есть на первом этаже. Пиво очень дорогое — Corona 81 лира. Chicken menu в Burger King стоит 14 долларов.

Кроме того здесь не пишут номер гейта на посадочном и номер гейта на табло появляется ровно за час до вылета. Мест для сидения довольно мало. Мы в конце концов уселись в 67 гейте, откуда вылетал рейс во Львов МАУ и не ошиблись, наш рейс вылетал из 66 гейта.

Очень забавно слушать как турецкие дикторы объявляют потеряшек. Семья такая-то срочно-срочно придите на посадку на рейс в Казань.

На нашем рейсе к счастью все были дисциплинированные и выстроили очередь на посадку еще за 20 минут до посадки. Вылетели мы вовремя, прилетели в 18:55. Обратно нам достались места возле запасного выхода — это 14 ряд. Можно было ноги вытянуть.

Прилет в Борисполь

В Борисполе не любят чартеры, даже если они национальной авиакомпании. Отвозят и привозят на автобусе, никаких тебе рукавов.

До паспортного контроля вас останавливают пограничники. Если у в ас есть ковидный сертификат — идете дальше. Если нет — то в отдельную очередь для регистрации приложения Vdoma. Муж показал сертификат в Діє и пошел себе, а у меня Дія выкинула фокус — полностью обнулилась и потребовала по новой выделывать все эти махания головой, а потом по новой формировать сертификаты. Вот здесь мне и пригодился бумажный. Иначе застряла я бы там с этой Дієй. Не знаю, почему так вышло, на отлете же все было в порядке.

Бумажный сертификат еще нужно было показать на паспортном контроле. В первые мне попалась улыбающаяся пограничница.

Последний штрих — выловить чемодан и позвонить диспетчеру парковки, что бы прислал машину. Если вы ехали от парковки cool parking, то забирать вас будут с третьего этажа — это там где зона вылетов. По-этому нужно не выходить из здания, а подняться на эскалаторе обратно в зал вылетов.